С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс. Главная цель введения данного комплексного учебного курса - воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.
Курс содержит:
- четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
- модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
- модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Цель курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основы и задачи курса:
формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;
развитие способностей общения в поликультурной среде.
Культурологический принцип:
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода:
- направленность на формирование культурологической компетентности учащихся;
- отсутствие позиции религиозного образования (катехизации);
- отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
- воспитательный характер;
- минимизация конфликтных факторов.
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Процедура выбора в общеобразовательном учреждении установлена принятым в школе регламентом. Чтобы Вы могли сделать информированный и свободный выбор, администрация школы обязана предоставить Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса. На специальном родительском собрании, которое должно будет пройти в в марте-апреле, вопросы о содержании модулей, особенностях учебного процесса, в том числе Вашего участия в нём, Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций.
Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом. В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. Не передоверяйте выбор администрации школы и даже Вашим любимым педагогам. В системе образования принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить любой Ваш выбор подготовленными кадрами учителей и всеми необходимыми учебными пособиями. Если в отдельных образовательных учреждениях свободный и добровольный выбор не будет обеспечен в указанные сроки, или Вы посчитаете, что Ваше решение не было адекватно учтено, искажено в школе — обращайтесь в отдел образованием.
Буклет «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»