Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Определение PISA: читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность учащихся: — распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; — формулировать эти проблемы на языке математики; — решать эти проблемы, используя математические факты и методы; — анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; — формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: — заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития — управление поведением — открытость к новому — эмоциональное восприятие нового.
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) (Фипи)
Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5-9 классов (Просвещение)
Бесплатный онлайн-курс на 16 часов "Функциональная грамотность: развиваем в школе" (Яндекс-учебник)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (Институт стратегии развития образования)
Открытые задания PISA (Федеральный институт оценки качества образования)